Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Удобство как стимул для оплаты за проезд

01.07.2015
Удобство как стимул для оплаты за проезд

Удобство как стимул для оплаты за проезд

Сегодня, 1 июля, главе Калининграда Александу Ярошуку были представлены системы единого проездного билета в общественном транспорте, разработанные минскими и московскими специалистами и уже внедренные в жизнь Белоруссии и российской столицы.

Администрация Калининграда изучает вопрос о переходе общественного транспорта города на систему единой электронной оплаты проезда. По такой системе давно живут города Европы, Москва, Санкт-Петербург и ряд других российских мегаполисов. Переход на систему единой электронной оплаты проезда позволит гражданам экономить средства и не переплачивать за поездку, даже когда на маршруте есть одна и более пересадок.

В презентации, состоявшейся в администрации Калининграда, приняли также участие представители комитета городского хозяйства во главе с председателем Сергеем Мельниковым и подведомственного комитету предприятия «Калининград-ГорТранс».

Белорусские специалисты фирмы «Проток люкс» компании IBA Group и москвичи из ЗАО «Штрих-М» рассказали о своих наработках, показали видеопрезентации и ролики, а минчане представили и устройства, которые установлены в их общественном транспорте и уже очень хорошо себя зарекомендовали.

Если кратко, то эти устройства – одновременно терминал для оплаты и часть навигационной системы. Они в комплексе обеспечивают контроль за оплатой проезда, движением автобусов, троллейбусов, трамваев в режиме онлайн, как для операторов транспортных предприятий, так и для пассажиров, которые со своих мобильников могут получить оперативно информацию в Интернете, сколько минут осталось до подхода к остановке нужного им транспорта. Кроме того, белорусская система дает возможность полного учета перевезенных людей, в том числе льготников. Это очень удобно при решении вопросов компенсации из бюджета автотранспортникам проезда  тех, кто имеет право на бесплатный или льготный проезд.

Удобно это для водителей и контролеров. Последним система облегчает «охоту на зайцев», процент которых при внедрении этой электронной системы в разы снизился.

Удобно это и для пассажиров, множество которых тут же вышло из рядов «зайцев». Как рассказал директор ОДО  «Проток люкс» IBA Group Сергей Сягло, в Белоруссии в трехдверном автобусе устанавливаются пять валидаторов (устройств, считывающих информацию с проездного билета и списывающих с него деньги по принципу банковской пластиковой карты), при этом на большие двери ставится по два валидатора – с левой и правой стороны от входа. Входящему в салон пассажиру нет надобности перекладывать пластиковый билет из рук в руки, передавать его для оплаты через других пассажиров. Как показала статистика, удобство новой оплаты за проезд стало серьезным стимулом, чтобы люди проезд оплачивали.

Эта система разрабатывалась и внедрялась в Республике Беларусь в рамках подготовки к Чемпионату Мира по хоккею. Как заметил глава Калининграда Александр Ярошук, при подготовке к предстоящему ЧМ-2018 нашему городу этот опыт может быть очень полезен.

На вопрос журналистов, насколько велика вероятность появления этой системы в нашем городском транспорте, Александр Ярошук ответил: «Очень высока. Те требования, что ставят перед нами калининградцы, заставляют искать более современные и цивилизованные решения в любой сфере, в том числе и на общественном транспорте. В соседних европейских странах устроено именно так: электронный билет со множеством вариантов тарифных планов. Человек с автобуса может пересесть на железнодорожный транспорт, сделать кратковременную остановку в пути, воспользоваться льготным проездом (для таких граждан билеты выпускаются с фотографиями). Мы сегодня, к сожалению, не имеем возможности учитывать и контролировать ни число льготников, ни поток пассажиров вообще. Нет никакой статистики у транспортников по этому вопросу.

А система единого электронного билета дает, во-первых, удобство, во-вторых, строгий контроль и учет пассажиров. В-третьих она гарантирует точную навигацию и возможность фиксировать, где именно находится тот или иной автобус или трамвай и когда он подойдет к ближайшей остановке.

Мы планируем  запустить такой проект в марте 2016 года. Это непросто, но мы постараемся успеть, чтобы включить в техзадание и требования обязательности использования системы единого электронного билета для перевозчиков, с которыми будем заключать контракт».

Помимо системы электронного билета белорусы презентовали автобусы и троллейбусы предприятия МАЗ. Завод уже давно помимо грузового транспорта выпускает и общественный. Преимущество минских троллейбусов – автономный ход, позволяющий при обрыве контактной сети и ДТП, при прохождении некоторых участков без контактной сети может преодолеть без подпитки от проводов пройти до двух километров.