На оперативном совещании в администрации Калининграда обсуждены основные подходы к оптимизации движения городского общественного транспорта.
Главная калининградская проблема - перенасыщенность транспортом центральной части города. Причем на долю личных авто приходится до 60 процентов всего потока, а значительная часть маршрутов общественного транспорта дублируют друг друга. Предстоят оптимизация и сокращение числа маршрутов - с 82 до 57 - с акцентом на транспорт большой вместимости. Расчеты показали, что троллейбус или автобус на улицах города заменяют 8-10 микроавтобусов, или 25-40 легковых автомобилей. Снизить передвижение на личных автомобилях можно только за счет преимуществ общественного транспорта: обеспечения его приоритета, обновления инфраструктуры и подвижного состава, а также создания «мягких» экономических барьеров – это платные парковки, ограничение доступа в центр. При внедрении новой маршрутной сети достигается снижение интенсивности движения общественного транспорта на центральных магистралях города – от 18 до 29 процентов.
Трамвай и троллейбус пока уступают в конкуренции с автобусами. Предстоит сконцентрировать имеющийся парк троллейбусов на приоритетных маршрутах, исключив конкуренцию со стороны других видов транспорта. Начальник транспортного управления Андрей Носонов подчеркнул, что электротранспорт в Калининграде необходимо сохранять, но для того, чтобы обеспечить раскрытие потенциала, требуется создание условий для его работы.
Существенное влияние на пропускную способность городских магистралей оказывает работа пригородных автобусных маршрутов фактически в режиме городских. Поэтому предлагается локализовать конечные пункты этих маршрутов в северном и южном терминалах без пересечения мостов.
Проект маршрутной сети города предусматривает и значительное снижение количества микроавтобусов. Увеличение их численности в последнее время не решило проблемы перевозок, но заметно осложнило транспортную ситуацию, особенно в центре. Не в пользу «маршруток» говорит и то, что они не несут социальной нагрузки; являются более опасными для пассажиров и других участников движения, более подвержены авариям; беспорядочные остановки ведут к перегрузке. Вместе с тем, они крайне необходимы там, где невозможно движение автобусов большой вместимости. Это маршруты, предназначенные для связи удаленных микрорайонов с центральными. Вспомогательные маршруты будут ограничены в проезде через центр города.
Механизмом рационализации маршрутной сети должен стать конкурсный отбор. Для его проведения разработан проект положения «О конкурсном отборе на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортам по маршрутам городского округа «Город Калининград», который внесен на рассмотрение окружного Совета депутатов. Так, в конкурсные лоты предложено включать маршруты, доходность которых в совокупности будет представлять примерно равную величину. Разрешено использовать подвижной состав различной вместимости в зависимости от пассажиропотока в разное время суток. Также в лотах прописано время окончания работы на маршрутах, на некоторых - до 24.00, где и понадобятся малые автобусы без кондуктора.
Для обеспечения контроля соблюдения расписания автобусы необходимо будет оснастить спутниковой связью. Такими приборами уже оснащен весь муниципальный транспорт. Среди важных конкурсных требований к потенциальным перевозчикам - наличие в штате должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения. Практика показывает, что это дает возможность повысить дисциплину водительского состава. На шансы участников конкурса повлияет также наличие в собственности или в аренде производственно-технической базы. В критериях конкурсного отбора предусмотрена также экологическая безопасность. Чем новее автобус, тем больше дополнительное количество баллов.
Конкурс, который призван серьёзно улучшить как качество пассажирских перевозок, так и общую транспортную ситуацию в Калининграде, предполагается провести в августе этого года. Предполагается, что договор об организации перевозок пассажиров на городских маршрутах будет заключен сроком на четыре года.