Только 1,5 метра из 25 метровой ширины улицы Баранова сегодня посвящено человеку, и ситуацию нужно менять. Об этом заявил журналистам главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне на круглом столе, посвященном организации пешеходных зон в городе, состоявшемся в мэрии 23 марта.
По поручению главы Калининграда Александра Ярошука комитет архитектуры и строительства администрации города прорабатывает возможность организации пешеходных зон в разных районах города. Мысль о необходимости организации пешеходной зоны в центре Калининграда Александр Ярошук высказал в январе 2016 года на оперативном совещании при обсуждении концепции разработок мини-рынков на территории городского округа. Представленный тогда проект мини-рынка в районе улиц Толстикова – Лилии Иванихиной наглядно продемонстрировал удобства, которые получают горожане в случае появления на общественных территориях специально выделенных пешеходных зон.
Логика подсказывает, что начинать организацию таких зон нужно именно с центральной части Калининграда. Один из вариантов размещения – ул. Баранова. В пользу этого варианта говорит статистика ее использования людьми и автомобилями. Сейчас в сутки по этой улочке проезжают и паркуются 7 тысяч автомобилей, и буквально протискиваются межу машинами 22 тысячи пешеходов. То есть 80 % улицы используют автомобили, в которых зачастую находится всего 1 человек, а пешеходы (в том числе родители с колясками, инвалиды) имеют возможность передвигаться всего по 20 % улицы.
Архитектор Владимир Сыроежкин, разработчик концепции пешеходной зоны на ул. Баранова, отметил, что ширина ул. Баранова составляет 25 метров. Он предлагает отвести 9 метров из них под движение транспорта, организовав 3 полосы по 3 метра каждую.
«Сегодня из 25-метровой ширины этой улицы только 1,5 метра посвящено человеку. Эту ситуацию нужно менять. Речь не идет о том, чтобы совсем убрать машины с Баранова. Есть возможность перенаправить пешеходные и автопотоки (с учетом погрузки и разгрузки товаров в расположенных вдоль улицы Баранова торговые центры и Центральный рынок) таким образом, чтобы разгрузить эту улицу от транспорта. Воплощение этой идеи не ущемит права организаций торговли, расположенных в зданиях вдоль ул. Баранова. Мы предлагаем двухполосную одностороннюю улицу со стороны Партизанской и, соответственно, двухсторонний кусок от ул. Пролетарской до въезда в Центральный рынок», – рассказал главный архитектор Калининграда Вячеслав Генне.
В круглом столе также приняли участие Николай Харитошкин, менеджер проекта «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», реализуемого в рамках Программы развитии ООН при участии Глобального экологического фонда и Министерства транспорта РФ, и Евгения Маврина (руководитель проектов компании «Регион консалт», имеющих немалый опыт в организации комфортных условий проживания в городской среде. В своих выступлениях они представили убедительные примеры организации пешеходных зон в России и за рубежом.
Евгения Маврина также попыталась разбить сложившийся стереотип, что пешеходная зона предназначена только для пешеходов: «За счёт правильной организации полос движения и упорядочивания зон это пространство смогут использовать все. И это будет выгодно и пешеходам, и велосипедистам, и тем, кто пользуется автомобилем».
Елена Бойко, пресс-служба администрации