Комитет территориального развития и строительства уполномочен сносить незаконные постройки, но вопросы выявления и принятия решений о сносе того или иного объекта или его приведении в соответствие с установленными требованиями, лежат за рамками его полномочий. Об этом сообщил на оперативном совещании в администрации Калининграда и.о. председателя КТРиС Антон Коновалов.
Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенное или созданное на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке. Или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нём данного объекта. Либо объект, возведенный или созданный без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Новые правила сноса объектов капитального строительства вступили в силу в августе 2018 года. Ключевой новацией стало введение структурированного порядка принятия решений о сносе самовольных построек, который устранил многие пробелы в правовом регулировании данного вопроса.
Снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо на основании решения суда или органа местного самоуправления (ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного Кодекса). При этом в отличие от ранее действовавших норм, новые положения закона вводят более четкое регулирование вопроса сноса самовольных построек.
В 2019 году в комитет территориального развития и строительства администрации Калининграда поступило 54 уведомления о выявлении самовольных построек. Комитет отдал соответствующие распоряжения в муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства» (МКУ «УКС»), назначенное техническим заказчиком, для разработки проектов сноса и осуществлению непосредственно такового.
При рассмотрении уведомлений о выявлении самовольной постройки принято 10 распоряжений о сносе самовольной постройки; подано 25 исковых заявлений в суд о сносе самовольной постройки и 20 исковых заявлений в суд о приведении самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. В уполномоченные органы, от которых поступило уведомление о выявлении самовольной постройки направлено 9 уведомлений о том, что наличие признаков самовольной постройки не усматривается по основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
«В комитет в настоящее время поступили 20 решений судов по сносу самовольных построек или их приведению в соответствие с установленными требованиями, вступивших в законную силу, для принятия соответствующих мер с учетом установленных судом сроков. Если же застройщик принимает решение о самостоятельном сносе объекта капитального строительства, то он направляет в комитет соответствующее уведомление с результатами и материалами обследования этого объекта и проектом организации работ по сносу. В 2019 году в Комитет поступило 61 такое уведомление и 36 уведомлений об окончании сноса объекта капитального строительства», – сообщил и.о. председателя КТРиС Антон Коновалов.
Если застройщик игнорирует решение суда или противится сносу, то все расходы на создание проекта, за использование техники и людей, необходимых для демонтажа незаконного самостроя, взыскиваются с него по окончании работ.