Языковой и социально-культурной адаптации детей мигрантов в образовательных учреждениях Калининграда было посвящено заседание Круглого стола, прошедшее на базе школы № 50.
Сегодня в калининградских школах учится 320 детей - граждан иностранных государств. 18 из них недостаточно владеют русским языком, что создаёт языковой и социокультурный барьеры, мешающие успешному вовлечению детей в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.
О подходах по адаптации и интеграции детей мигрантов в образовательной среде рассказала заместитель министра образования Калининградской области Светлана Шишко. Заместитель начальника управления общего образования комитета по образованию городского округа «Город Калининград» Любовь Юлдасова отметила, что Калининград – многонациональный город, и у муниципальной власти сложилась хорошая практика социально-партнёрских отношений с национально-культурными общественными организациями. Представители этих организаций рассказали об опыте получения грантовой поддержки. В частности, благодаря этому в школе № 50 организовано обучение русскому языку для детей 1-5 классов.
Для создания равных стартовых образовательных возможностей школами города проводятся индивидуальные или групповые занятия по языковой подготовке. Основные цели этой работы – обеспечение успешного вхождения каждого ребёнка в мультикультурную среду класса, школы, города. Как отметили участники круглого стола, создание специальных классов для детей мигрантов связано с рядом проблем:
- при успешном освоении устной речи остаётся большая проблема обучения письменной;
- отсутствие широкой практики общения на русском языке;
- нестабильность численного состава данных классов из-за постоянного перемещения семей мигрантов;
- уровень знаний детей мигрантов не всегда соответствует нормативным образовательным стандартам Российской Федерации.
В резолюции, принятой по итогам заседания, участники круглого стола предложили продолжить обучение детей мигрантов в рамках грантовой поддержки со стороны национально-культурных организаций города; в дошкольных учреждениях продолжить работу по ознакомлению детей с традициями, культурой принимающей стороны через образовательную и развивающую деятельность. МАУ Методический центр поручено разработать методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов. Кроме того, предстоит определить базовые школы – партнёры по проведению анализа, систематизации, трансляции положительного опыта и авторских методик по обучению и адаптации детей в полиэтнических школах с целью включения в перечень муниципальных площадок на 2020-2021 учебный год.