На оперативном совещании под руководством главы администрации Калининграда Феликса Лапина была представлена концепция организации и развития транспорта общего пользования, которая должна быть реализована в ближайшие 15 лет.
Основные мероприятия концепции разбиты на три этапа и должны быть реализованы до 2025 года. В конечном итоге она должна решить насущные проблемы организации дорожного движения и перевозок пассажиров автобусным и электротранспортом. В ходе обсуждения концепции Феликс Лапин высказал ряд серьёзных замечаний. Главное, по словам главы городской администрации, в долгосрочной программе действий – чёткое представление того, какие цели должны быть достигнуты в итоге. Это, в первую очередь, доступность и комфортность городского общественного транспорта.
Серьёзный недостаток концепции в том, что в её обсуждении не принимали участия заинтересованные лица: перевозчики, архитекторы, градостроители, экономисты. В итоге необходимо прийти к тому, чтобы до любой точки Калининграда можно было добраться за 30 минут. В стандарт предоставляемой транспортной услуги обязательно должна войти информированность пассажиров с помощью электронных табло на остановках. Особенно важна такая информация о времени подхода специально оборудованного автобуса или троллейбуса для маломобильных пассажиров. Для этой категории населения перевозчикам необходимо иметь минимум одну транспортную единицу на каждом маршруте. И это должно обязательно войти в условия конкурса на право перевозок в городе.
Еще одно важное положение, которое после поправок должно войти в концепцию, как подчеркнул Феликс Лапин, то, что муниципальными остаются троллейбусы и трамваи. Частный автобусный парк работает без дотаций из бюджета и справляется с задачей. Тратить общественные средства на конкуренцию с частниками, имея 40 устаревших автобусов, для города сейчас неэффективно. Для развития электротранспорта город при 70-процентом субсидировании федерального бюджета планирует приобрести 18 новых.
По поводу введения электронных систем оплаты проезда Феликс Лапин уточнил, что эта мера становится эффективной в случае, когда стоимость поездки зависит от её протяжённости. Её введению также должна предшествовать работа по зонированию маршрутов по километражу, так, как это делается при междугородних перевозках. Для закрепления мер поддержки малоимущих необходимо нормативно ввести термин «социальные маршруты» и вменять их обслуживание в ходе конкурсных процедур. В концепцию, чтобы она реально и эффективно «заработала», по словам Феликса Лапина, должны войти, кроме пассажирско-транспортных аспектов, развитие всей дорожной инфраструктуры, включая пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парковки, то есть всё, что позволит работать транспортному комплексу как единому организму.