Переход от муниципальных управляющих организаций к частным в Калининграде происходит в соответствии с требованиями федеральной жилищной политики и учитывает интересы горожан.
Так, Федеральный закон № 185 "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" даёт ряд критериев уровня реформы. Один из них, определяющий возможность участия средств Фонда в капитальном ремонте многоквартирных домов, это доля жилищного фонда, управляемого частными компаниями или ТСЖ. Кроме того, федеральные законы № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и №161 «О государственных и частных предприятиях» не дают оснований муниципалитету для организации деятельности по управлению и обслуживанию жилищного фонда и для содержания муниципальных предприятий этой сферы. В ходе реформ назрела необходимость отказаться от прямого администрирования в этой сфере, которое было при деятельности МУП ЖЭУ.
Законодательство предусматривает два варианта такого перехода. Первый – акционирование и последующая продажа предприятия в частные руки. Это путь затратный для бюджета, так как предполагает финансирование аудита, оценки и других процедур. Кроме того, процесс длительный, занимает от девяти месяцев до полутора лет. При этом конечный результат, приход инвестора, не гарантирован. В том числе, и в связи с низкой рентабельностью большинства МУП. При выборе этого варианта, помещения, которые занимают муниципальные ЖЭКи, должны включаться в состав имущества. В случае возможного банкротства частной управляющей компании это имущество, как инфраструктура обслуживания жилья, к которой привыкло население, была бы городом утеряна.
Исходя из всех причин, в том числе, сохранения за городом муниципального имущества, был избран вариант ликвидации предприятий. Но ликвидации с учётом опыта, предложений и желания самих трудовых коллективов МУП. При этом у муниципалитета остаётся возможность на время переходного периода влиять на процесс, чтобы обслуживание жилищного фонда не прекращалось до прихода частников «со стороны», как это могло быть при акционировании.
Коллективы МУП уже созрели для того, чтобы продолжить привычную работу в новых условиях, в качестве частного предприятия взяв на себя определённые риски этого бизнеса. Не прекращая работы, с привлечением заинтересованных инвесторов, они на базе ликвидируемых муниципальных ЖЭКов сформировали частные управляющие компании с гарантией преемственности по трудовым отношениям, дебиторской и кредиторской задолженностям. Таким образом, на рынке жилищных услуг возникают новые юридические лица с прежним содержанием, а переход происходит в кратчайшие сроки и неощутимо для горожан.
Поддержка муниципалитета в этом процессе выразилась в предоставлении на законных основаниях помещений для работы. Любая передача муниципального имущества, согласно законодательству, происходит исключительно по конкурсам. Помещения были выставлены на торги для получения права аренды. Существенным условием такого конкурса являлось наличие действующего договора управления многоквартирными домами на определённой территории. При выполнении этого требования право аренды помещений по конкурсу получили новые управляющие частные компании, в большинстве случаев сохранившие привычные для населения названия с приставкой «ООО». Там, где конкурсы ещё не состоялись, с УК заключены договоры краткосрочной аренды, что также разрешено законодательством. В дальнейшем и эти помещения ликвидируемых МУП, как инфраструктура управления, также будут выставлены на конкурс на право заключения аренды. При выборе такого варианта помещения остаются в муниципальной собственности.
Судьбу прочего имущества МУП определяет ликвидационная комиссия. Оно выставляется на торги, а то, что остаётся нереализованным, возвращается в казну. Муниципалитет может также сдавать его в аренду либо передавать в оперативное управление.