В Калининграде принимаются меры по повышению эффективности муниципального сектора пассажирских перевозок.
По сообщению городской пресс-службы, цель этой работы – оптимизация структуры и функционирования муниципального транспорта, повышение его рентабельности. Первые шаги в этом направлении уже сделаны – состоялось объединение двух муниципальных казенных предприятий: «Трамвайно-троллейбусное предприятие» и «Пассажирское автотранспортное предприятие» в новое - «Калининград-ГорТранс». Как известно, деятельность ранее существовавших МКП в последние годы была убыточной. По результатам анализа комитета экономики, финансов и контроля, дотирование муниципальных «ТТП» и «ПАТП», которые не решали полностью транспортную проблему в городе, обременяло бюджет значительной нагрузкой. Убытки и долги возмещались за счет городской казны.
С экономической точки зрения дотации муниципальным предприятиям способствовали созданию неконкурентной среды. При этом большинство частных автоперевозчиков и без бюджетных вливаний работают рентабельно. По соглашению с администрацией города они выполняют перевозку льготников. В то же время ПАТП по итогам 2008 года имело 19 миллионов рублей убытков при 28-миллионной дотации из бюджета. В связи с этим и было решено прекратить дотирование этого предприятия. 30 автобусов ПАТП составляют около 10 процентов от общего числа всего автобусного парка в городе, а их обслуживание обходится городу несоразмерно дорого. Поэтому централизация в управлении муниципальным сектором пассажирских перевозок позволит оперативнее решать вопросы транспортного обеспечения жителей города.
По словам начальника транспортного управления Андрея Носонова, перспективы развития МКП «Калининград-ГорТранс» отражены в проекте долгосрочной целевой программы «Развитие городского муниципального пассажирского транспорта в городе Калининграде в 2009-2013 годах». Проектом программы предусмотрено обновление муниципального парка, модернизация производственно-технической базы, оптимизация маршрутной сети, увеличение доли муниципального транспорта в городских пассажироперевозках. Усилится контроль за перевозочным процессом с использованием средств спутниковой навигации, будет внедрена автоматизированная система управления перевозками.
Для «Калининград-ГорТранса» в этом году будут закуплены 18 новых троллейбусов и пять автобусов. Тем самым сократятся расходы на ремонт подвижного состава, повысится его рентабельность. Предприятие занимается разработкой эффективной финансово-экономической программы собственного развития. Она станет составной частью общегородской программы, направленной на сегментацию рынка пассажирских перевозок и удовлетворение потребности горожан в комфортном и эффективном пассажирском транспорте.