В следующий вторник Калининград, как большинство городов Европы, отметит День без автомобиля.
Наш город впервые присоединяется к международной акции, которая на протяжении нескольких лет отмечается во многих государствах мира. Транспортная комиссия Союза балтийских городов призывает владельцев автомобилей воспользоваться 22 сентября автобусом, трамваем, троллейбусом, велосипедом, дать передышку родному городу и себе. Для того чтобы помочь на один день расстаться с привычным средством передвижения, с руководством пассажирских предприятий города достигнута договорённость, согласно которой автовладельцы смогут купить билет за 50 процентов стоимости. Для этого достаточно предъявить свидетельство о регистрации транспортного средства. Это послужит подтверждением того, что личный «железный конь» остался в гараже или на стоянке.
Согласно статистике, Калининград – один из самых автомобилизированных городов России. На тысячу горожан приходится 387 транспортных средств. Всего по улицам 420-тысячного Калининграда «бегают» 166 тысяч авто, в том числе – легковых, и число это растёт год от года. Как следствие – рост числа дорожно-транспортных происшествий, пробки в часы «пик», загазованность. По данным экологов, наибольшее негативное воздействие на воздушную среду города оказывает именно автомобильный парк. На его долю приходится более 87 процентов всех выбросов в атмосферу, что составило в прошлом году 58,5 тысячи тонн.
Насколько сократится этот вредный фактор, нагрузка на городские магистрали, а также дорожные стрессы и конфликты хотя бы на один день – зависит от активности и сознательности самих жителей Калининграда, по праву считающегося наиболее европейским городом нашей страны.
***
История Дня без автомобилей берёт начало в 70-е годы прошлого века, когда в Швейцарии из-за нефтяного кризиса было организовано четыре безавтомобильных дня. Призыв к созданию подобного праздника прозвучал на международной конференции в Толедо в 1994 году. Первые два дня без авто, в 1994 и в 1995 годах, решили провести жители Рейкьявика (Исландия), Ла-Рошеля (Франция) и Бафа (Великобритания). К 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.
Позже европейцы придали Дню без машин экологический оттенок. 22-23 сентября во многих городах мира принято отказываться от пользования личным автомобилем. Города-участники акции "День без машин" перекрывают автомобильное движение на некоторых улицах, снижают плату за проезд в общественном транспорте.
Понимая, что в современных условиях полностью отказаться от автомобилей просто невозможно, главы городов и руководители различных организаций хотят напомнить общественности о проблемах, которые несет с собой автотранспорт.
Праздник даёт возможность посмотреть на родной город по-новому, уже не сквозь пелену выхлопных газов, и хотя бы раз в год не услышать в вечерних новостях сообщение об очередной аварии на дороге. Учредители праздника утверждают, что День без автомобиля отмечают 100 миллионов человек в 1500 городах по всему миру.
Крупные города Европы в этот день сокращают использование автомобилей для поездок по городу в пользу трамвая, троллейбуса, автобуса, метро и других видов общественного транспорта, а также велосипедов и пешей ходьбы.
В Брюсселе все въезды 22 сентября перекрывают с 9 утра до семи вечера. Передвигаться на машине в эти часы разрешено только врачам, инвалидам и общественному транспорту.
22 сентября во второй раз пройдёт общереспубликанская акция «День без автомобиля» в Белоруссии. Она организована Минприроды и МВД при поддержке Министерства транспорта и коммуникаций, а также Министерства образования. За один день 22 сентября в прошлом году был предотвращён выброс загрязняющих веществ в атмосферу всей страны объёмом свыше 400 тонн, в том числе по городу Минску – около 100 тонн. Идентичных показателей белорусские эксперты ожидают и в этом году.