По словам заместителя главы администрации, председателя комитета экономики, финансов и контроля Светланы Мухомор, бюджет 2010 года просчитан, исходя из доходной базы 8,1 млрд. руб., из них собственные доходы составят 5,7 млрд.руб., расходы составят 8,4 млрд. руб. Дефицит планируется в объеме более 300 млн. руб.
Как известно, в прошлом году в 2009 году был подготовлен трехлетний бюджет. На основе социально-экономического прогноза при формировании нового бюджета пришлось уменьшить объемы по доходам, что связано с негативными тенденциями в экономике и спадом производства. Поэтому, рассчитывая бюджет 2010 года, администрации пришлось серьезно заниматься оптимизацией расходов.
Так, 2008 год был самым благополучным, построено немало новых объектов, в 2009 их число увеличилось, они сданы и подготовлены к эксплуатации. К примеру, открыты новые группы в детских садах, а это влечет серьезное увеличение расходов на образование. Ввод в строй новой набережной на озере Верхнем также требует денег на ее содержание. Исходя из реалий времени, намечены мероприятия по экономии бюджетных средств путем введения режима экономии в натуральных лимитах. Они будут ограничены для бюджетных учреждений, как это было в советское время, когда на каждой двери висела табличка «Уходя, гасите свет». Такая практика давала положительный эффект и экономию для бюджета. Сбережение каждого муниципального рубля должно дать результат в первую очередь в текущих расходах бюджета. Но минимизировать расходы, подчеркнула Светлана Мухомор, предполагается таким образом, чтобы учреждения бюджетной сферы могли продолжать нормально функционировать, чтобы горожане особенно не ощутили на себе, что бюджетные траты стали значительно меньше, по сравнению с предыдущими годами. Все, что в городе сделано и построено, стало муниципальной собственностью, необходимо сохранить до лучших времен выхода из кризиса.
Главное, что социальные приоритеты и социальные обязательства городского бюджета на 2010 год сохранены. Город оставляет льготы по проезду на городском общественном транспорте, с перевозчиками идут согласования по стоимости льготного проездного билета. В бюджете предусмотрено на эти цели 100 миллионов рублей. В полном объеме остается ряд других льгот, в том числе по посещению бань, выплате социальных пособий, включая экстренную помощь для жителей, которые оказались в трудных жизненных условиях. Калининград не сворачивает программу обеспечения жильем молодых семей, субсидии участникам этой программы будут выплачиваться согласно положению.
Профильными комитетами подготовлено 14 целевых и ведомственных программ. Так, только на ремонт центральной городской больницы намечено выделить 50 миллионов рублей, чтобы отремонтировать операционный блок для оказания услуг по федеральному стандарту. Сохранена программа развития центральной библиотечной системы. Добавлена новая программа обеспечения пожарной безопасности в учреждениях образования, на которую потребуется более 90 миллионов рублей.
Продолжится газификация поселков, жители которых получат возможность перейти с угля на газ. Остается в бюджете и программа «Мой двор». Капремонт многоквартирных домов будет вестись в соответствии с условиями федерального фонда реформирования ЖКХ, сейчас согласовываются те объемы средств, которые мы получим. В плановом порядке решено выполнять программу «Светлый город».
Что касается ремонта городских дорог и тротуаров, то капитальные ассигнования пойдут, прежде всего на те улицы, которые находятся в ненормативном состоянии, по которым имеются предписания ГИБДД. Сохранится система текущего ремонта дорог. Отбор объектов для капитального и текущего ремонта осуществляется городской комиссией по специальной балльной системе.
Из городского бюджета будет софинансироваться ряд объектов адресной инвестиционной программе. Социально значимые стройки инженерной инфраструктуры дадут новые рабочие места, дополнительные налоговые доходы.
Наиболее сложное время с поступлениями доходов, отметила главный городской финансист, ожидается в 1 квартале 2010 года, но к концу года прогнозируется некоторая стабилизация. По консервативному варианту социально-экономического развития есть шансы план по доходам выполнить и обеспечить те расходы, которые предусмотрены бюджетом на обеспечение городских нужд и дальнейшее развитие городского хозяйства с учетом важных инвестиционных проектов.
Совместно с налоговыми инспекциями будут приниматься меры по своевременности уплаты налогов, взысканию имеющейся недоимки, их мобилизации в городскую казну. Многое будет зависеть от руководителей бюджетных учреждений, насколько правильно они построят свои финансовые отношения в 2010 году, повысят эффективность расходования полученных средств. Стремясь к экономии на текущих расходах, муниципалитет способен двигаться вперед в реализации стратегических инвестпрограмм. Это для города весьма важно, это инфраструктурный задел на будущее, обеспечивающий перспективное развитие городского хозяйства и социального комплекса.