В администрации Калининграда состоялось представление предложений по развитию муниципальной системы легкорельсового транспорта.
В обсуждении приняли участие глава городской администрации Феликс Лапин, депутаты окружного Совета, представители ГИБДД, транспортной инспекции, руководители пассажирских транспортных предприятий.
Как пояснил, представляя предложения, эксперт московской фирмы LOGISTICS CONSULTIG Андрей Яковлев, системы легкорельсового транспорта работают в Западной Европе и США, начиная с 90-х годов, когда была решена задача организации бесперебойного обслуживания наиболее значительных пассажиропотоков в городском и пригородном сообщении. В разработке и строительстве этих систем общественного транспорта принимают участие такие компании, как “Finmeccanica” (Италия), “Bombardier” (Канада),“Alstom” (Франция),“Siemens” (Германия). Своё воплощение проекты нашли во Флоренции, Ноттингене, Барселоне и Праге. В России аналогичная система работает в Волгограде.
Легкорельсовый транспорт имеет ряд преимуществ перед традиционными видами городского транспорта. Для него характерна более высокая и, одновременно, более гибкая пропускная способность, от 3 до 30 тысяч пассажиров в час, при независимости этой пропускной способности от «пробок», доступность пассажирам с ограниченными физическими возможностями, возможность прокладки легкорельсовых путей в сложившихся городских массивах с учётом низкой вибрации и нагрузки на грунт. К «плюсам» относятся также короткие сроки проектирования и строительства, низкие эксплуатационные расходы.
Легкорельсовый транспорт также легко интегрируется в существующую транспортную сеть и работает во взаимодействии с другими видами пассажирского транспорта.
Разработчики подчёркивают то, что предлагаемая система является муниципальной. Городские специалисты обязательно участвуют в разработке концепции и в формировании технического задания, а также в строительстве и эксплуатации линий нового транспорта. Муниципальные гарантии потребуются также для получения кредитов на проектирование, строительство инфраструктуры и приобретение технологий. Муниципально-частное партнёрство, по предложению разработчиков, предполагает передачу городского легкорельсового транспорта в концессию инвестору. При этом система остаётся в собственности муниципалитета и под его контролем. Совместная работа предполагает разработку концепции, проектирование «пилотной» линии, а затем проведение конкурса и собственно строительство.
Феликс Лапин выразил заинтересованность в предложении, как способствующем разрешению транспортной проблемы в Калининграде. Но расходы на подготовку концепции и проектирование должны взять на себя разработчики в качестве определённого бизнес-риска. При этом городские власти предоставят разработчикам необходимую информацию и услуги экспертов для работы.
***
Легкоре́льсовый тра́нспорт (ЛРТ, от англ. Light Rail) — разновидность городского железнодорожного общественного транспорта, характеризующегося меньшими, чем метрополитена и железной дороги, и большими, чем у уличный трамвай скоростью сообщения и пропускной способностью. Данный термин, как правило, применяется для обозначения скоростных электрифицированных железнодорожных систем, обособленных от прочих транспортных потоков на большей части сети, однако допускающих в рамках системы и одноуровневые пересечения, и даже уличное движение (в том числе трамвайно-пешеходные зоны). При этом грани разделения на легкорельсовый транспорт, метрополитен, трамвай, железную дорогу являются нечеткими, что зачастую вызывает ошибки в применении термина. Наиболее близким в отечественной транспортной литературе термином является «скоростной трамвай», однако реализованная в России система скоростного трамвая в Волгограде, и существующий СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии» не соответствуют принятой на западе концепции ЛРТ ввиду требований по обособленности скоростной части трамвайной сети, от прочих трамвайных маршрутов.
Данный вид транспорта получил широкое распространение за рубежом — за последние 15 лет в мире было построено порядка 80 систем ЛРТ, причем около 100 систем ЛРТ в данный момент находятся на различных стадиях проектирования и строительства.
Главной отличительной особенностью легкорельсового транспорта, как и следует из названия, является меньшая допустимая нагрузка на ось (до 7,5 тонн), в отличие от метрополитена (15 тонн). Кроме того принципиальным отличием систем легкорельсового транспорта является допустимость одноуровневых пересечений с не интенсивными транспортными потоками, при условии приоритета ЛРТ. На практике такой принцип достигается за счет таких методов, как, например, управление фазами светофоров в зависимости от режима работы ЛРТ. В среднем же, без организации подобных участков, скорость сообщения для легкорельсового транспорта составляет 36 км/час при провозной способности порядка 20000 пассажиров в час. Минимальным экономически-обоснованным пассажиропотоком является 1500 тысяч/пассажиров в час. За счет меньшей изоляции сети и меньших требований к нагрузке на ось (а значит и к строению пути), стоимость строительства для ЛРТ в 5-10 раз меньше, чем для метрополитена.
В местах пересечения линий легкорельсового транспорта с напряженными транспортными потоками могут сооружаться эстакады, тоннели, пешеходные мосты и т. д. В линии ЛРТ могут включаться мало используемые участки железнодорожного полотна, в ряде случаев возможен выход составов ЛРТ оборудованных соответствующим типом питания на пригородные железнодорожные линии (технология «tram-train»). При этом линии, как правило, сооружаются без оборотных колец — с оборотом подвижного состава в тупиках. Платформы сооружаются на уровне пола подвижного состава, в качестве которого могут выступать низкопольные трамвайные вагоны. В зависимости от градостроительных условий участки линий могут обустраиваться как магистральные (скорость движения до 90 км/час с исключением одноуровневых пересечений); обычные (до 60 км/час с одноуровневыми пересечениями); трамвайно-пешеходные зоны (до 15 км/час). По местным условиям выбирается и тип обустройства верхнего строения пути: открытая рельсо-шпальная решетка; настил газона; укладка тротуарной плитки и другие.
В России на сегодняшний день нет систем, соответствующим западному пониманию легкорельсовго транспорта. В то же время часть линий в ряде существующих систем (Волгоград, Старый Оскол, Ижевск) близки к стандартам ЛРТ. В настоящее время в России на различных стадиях подготовки находятся следующие проекты строительства легкорельсового транспорта:
· Москва (сеть линий ОАО «ГТССТ»)
· Санкт-Петербург (проект «НадЭксп»)
· Воронеж (проект сооружения первой линии ЛРТ «Автовокзал — Аэропорт»)
· Екатеринбург (проект сооружения линии в район Академический)
Как сооружаемые, так и существующие системы, подходящие под термин легкорельсовый транспорт в России именуют скоростной трамвай.
Зачастую к легкорельсовому транспорту ошибочно относят Московское лёгкое метро (Бутовская линия метрополитена) и монорельс. Однако, первый пример выполнен по нормам метрополитена, с соответствующей изоляцией сети и допустимой нагрузкой на ось, а второй и вовсе не является железнодорожным транспортом. В то же время ряд выполненных на западе проектом лёгкого метро соответствует критериям ЛРТ.