На оперативном совещании под руководством главы администрации Калининграда Феликса Лапина прозвучала жёсткая критика в адрес должностных лиц, по чьей вине срывается финансирование плановых мероприятий.
Как указала в своём докладе председатель комитета экономики, финансов и контроля Светлана Мухомор, бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, передаются межбюджетные трансферты в виде субсидий.
Так, в 2009 году в бюджете городского округа было предусмотрено поступление субсидий на общую сумму 2 миллиарда 944 миллиона рублей, в том числе:
- на софинансирование объектов ФЦП «Развитие Калининградской области до 2014 года» и областной инвестиционной программы – 1 313,5 млн.руб.;
- на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов - 407,4 млн.руб.;
- на реконструкцию гидротехнических сооружений и зоны отдыха вокруг озера Верхнего – 363,8 млн.руб.;
- на строительство мостового перехода через реки Старая и Новая Преголя - 396,1 млн.руб.;
- на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования – 101,2 млн.руб.;
- на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда – 62,8 млн.руб.;
- на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники – 59,98 млн.руб.;
- на реализацию мероприятий в области образования, молодежной политики, физкультуры и спорта – 186,5 млн.руб.;
- на реализацию мероприятий в области здравоохранения – 40,1 млн.руб.;
- на реализацию мероприятий по переданным полномочиям в области социальной защиты населения – 1,7 млн.руб.
Большая часть средств субсидий поступает в бюджет городского округа по соглашениям, подписанным с Правительством Калининградской области и его структурными подразделениями, в которых определяются обязательства сторон и условия получения средств. Как показывает практика, при исполнении бюджета и реализации мероприятий с участием софинансирования из бюджетов вышестоящих уровней возникает ряд организационных проблем, связанных с отсутствием контроля за исполнением обязательств. В ряде случаев они вызваны несвоевременным размещением муниципального заказа. Отмечены факты, когда подготовка конкурсной документации бывает пущена на самотёк, в результате выполнение работ и поставка товаров затягивается.
К примеру, на создание хосписа в МУЗ «Городская больница №5» лимиты бюджетных обязательств в сумме три миллиона рублей были доведены еще в апреле 2009 года. Однако из-за некачественно подготовленной конкурсной документации на конец года было не использовано и возвращено в областной бюджет 1,2 миллиона. На приобретение жилья для детей-сирот в комитете муниципального имущества и земельных ресурсов лимиты бюджетных обязательств в сумме 5,2 миллиона рублей были доведены 30 июня 2009 года – аукцион был назначен только на 31 декабря.
Глава городской администрации Феликс Лапин отметил, что эффективность работы руководителей оценивается не только по их чисто профессиональным качествам, но и по умению наладить контроль за выполнением необходимых процедур и их сроков. Недопустимо, когда после долгих переговоров, процесса защиты необходимых расходов и достижения понимания со стороны Губернатора и Правительства, средства, выделенные городскому бюджету приходится, по сути, терять из-за срывов сроков конкурсных или иных процедур.
Феликс Лапин рекомендовал руководителям структурных подразделений и муниципальных учреждений принять на работу специалистов, которые обеспечили бы грамотное исполнение всех предусмотренных формальностей. В отношении должностных лиц, допустивших потери средств, поручено провести служебные проверки – независимо от того, занимают они свои посты или нет.