Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Зачем нужно разрабатывать проекты зон охраны ОКН?

04.05.2021

Зачем нужно разрабатывать проекты зон охраны ОКН?

Всего на территории Калининграда расположено 434 объекта культурного наследия (ОКН), из них 22 – федерального значения, 271 – регионального, 141 – местного значения. В результате разработки проектов зон охраны ОКН будут сняты ограничения по хозяйственному освоению и запрету строительства объектов капитального строительства с территории площадью 118 га.

Об этом сегодня, 4 мая 2021 года, сообщил на оперативном совещании в администрации Калининграда и.о. председателя КТРиС Антон Крновалов.

 

На оперативном совещании Антон Коновалов отдельно остановился на разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

«Всего на территории Калининграда расположено 434 объекта культурного наследия (ОКН), из них 22 – федерального значения, 271 – регионального, 141 – местного значения. Кроме того, выявлено 60 объектов культурного наследия и 35 объектов археологического наследия», – сообщил Антон Коновалов.

В соответствии с федеральным законодательством в целях обеспечения сохранности ОКН и композиционно-видовых связей (панорам) для памятников и ансамблей устанавливается защитная зона. Защитные и охранные зоны объектов культурного наследия являются зонами с особыми условиями использования территорий, в границах которых устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью.

«На территории защитной зоны запрещается возведение объектов капстроительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов. На территории, сопряженной с ОКН, может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Как правило, размеры зон охраны, значительно меньше размеров защитных зон», – пояснил и.о. председателя КТРиС.

Защитная зона устанавливается автоматически, а зона охраны объекта культурного наследия, после детальной проработки территории, которая прилегает к объекту культурного наследия, определяются предметы охраны.

В отличие от границ зон охраны, которые устанавливаются на основании проекта, границы защитной зоны определяются для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 м от внешних границ территории памятника; для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 м от внешних границ территории ансамбля; в случае отсутствия утвержденных границ территории ОКН, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 м. Вопрос регулирования застройки вблизи ОКН решается путем установления зон охраны, обеспечивающих сохранность ОКН в его исторической среде на сопряженной с ним территории.

В соответствии с российским законодательством зоны охраны ОКН, в отношении которых установлены защитные зоны, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2022 года.

Если проекты зоны охраны не разработаны, то есть, не определены предметы охраны, у защитной зоны запрещается любая хозяйственная деятельность, даже реконструкция подземных инженерных коммуникаций. Это недопустимо, поскольку периодически возникает потребность замены ветхих инженерных сетей, восстановления дорожных покрытий с целью организации безопасности дорожного движения. Именно поэтому муниципалитет для объектов местного культурного значения разрабатывает за счет средств местного бюджета такие проекты. В 2019 году были разработаны 5 проектов, в 2020-м – 6 проектов по объектам местного значения.

«На 2021 год есть программа, в рамках которой город должен разработать еще 14 проектов зоны охраны и в 2022 году 25 проектов. В результате разработки проектов зон охраны ОКН будут установлены границы зон охраны всех 50 ОКН и сняты ограничения по хозяйственному освоению и запрету строительства объектов капитального строительства с территории площадью 118 га», – сообщил Антон Коновалов.

При разработке проектов зон охраны ОКН специалисты исследуют возможность сокращения защитных зон. Далее проект проходит историко-культурную экспертизу и направляется на утверждение в уполномоченный орган, которым является Служба охраны объектов культурного наследия. После этого границы зон охраны направляются на постановку на государственный кадастровый учёт. В границах зоны охраны есть зоны регулирования застройки. В них, при определенных согласительных процедурах в уполномоченном органе, также можно проводить реконструкцию существующих объектов. В эту территорию попадают не только инженерные коммуникации и улично-дорожная сеть, но и детские сады и школы, которые муниципалитет капитально ремонтирует, реконструирует, строит новые корпуса на территории существующих учреждений сферы образования. Для получения разрешительной документации и прохождения государственной экспертизы тоже требуется сокращение защитных зон.

 

Для справки:

В Калининграде из 141 ОКН местного (муниципального) значения:

- 92 являются памятниками архитектуры (здания школ, элеваторы, кинотеатр, жилые дома, особняки, виллы, дворцы, и т.д.);

- 24 являются объектами монументального искусства (памятники историческим событиям и лицам, скульптуры, горельефы, бюсты, памятные плиты, надгробия и т.д.);

- 18 памятников истории (мемориальные комплексы и братские могилы);

- памятник науки и техники - Мост (Двухъярусный);

- 5 ОКН являются объектами благоустройства и озелененными территориями (Лесопарк имени Теодора Кроне, парк имени Макса Ашманна, парк Луизенваль (Центральный парк культуры и отдыха), площадь Цитен (сквер Ф. Шопена), каскады Замкового пруда);

- зоопарк является достопримечательным местом.

 

В рамках мероприятий муниципальной программы «Обеспечение градостроительной и архитектурной деятельности в городском округе «Город Калининград» (далее – Муниципальная программа) в 2019 году разработаны 5 проектов зон охраны для следующих ОКН:

– «Здание школы им. Песталоцци», 1887-1891 годы по ул. Школьной, 2 в г. Калининграде. (В настоящее время располагается);

- «Дворец культуры рыбаков», 1957 г., пр-кт Мира, 87;

- «Здание кинотеатра Лихтбильдбюне», конец 30-х годов XX века (реконструкция 1947 год), ул. Киевская, 71. (в настоящее время располагается культурно-досуговый центр «Киноленд»);

- ОКН «Площадь Цитен», нач. ХХ в., ул. Коммунальная – ул. С. Разина. (в настоящее время – сквер Ф. Шопена);

- «Двойная вилла», нач. ХХ в., ул. Комсомольская, 31, 31А. (в настоящее время располагается Уставный суд Калининградской области).

В отношении вышеуказанных ОКН, на основании разработанных проектов зон охраны, постановлениями Правительства Калининградской области от 25.09.2020 № 706, от 23.10.2020 № 766, № 763, № 765, № 764 установления зоны охраны ОКН и утверждены требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.

 

В 2020 году разработаны 6 проектов зон охраны для следующих ОКН:

- «Дом жилой» нач. ХХ в. по ул. Комсомольской, 35 в г. Калининграде;     (в настоящее время - административное здание).

- «Здание гостиного дома» нач. ХХ в. по ул. Судостроительной, 2 в г. Калининграде; (Дворец творчества детей и молодежи «Янтарь»).

- «Комплекс зданий гарнизонного лазарета» (архитектор М. Гропиус, М. Шмиден), 1876-1879 годы по ул. Фрунзе, 48 в г. Калининграде; (Инфекционная больница Калининградской области).

- «Здание общинного дома «Хаберберг» по пер. Большевистскому, 2/6 в г. Калининграде; (Детский сад № 40).

- «Дом жилой», 1895-1900 годы, по ул. Зоологической, 46, 48 в г. Калининграде; (жилой дом).

- «Дом жилой» нач. ХХ в. по ул. Чайковского, 58 в г. Калининграде. (жилой дом).

В настоящее время проекты постановлений Правительства Калининградской области об установлении зон охраны и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон проходят процедуру согласования.