С 16 августа началась активная фаза подготовки социального проекта «Языковая и социокультурная адаптация детей мигрантов в образовательных учреждениях», стратегической целью которого является формирование поликультурной среды на основе русского языка – как основного средства коммуникации среди детей и подростков.
В связи с тем, что реализация первого этапа проекта на базе средней общеобразовательной школы № 50 имени М.А. Булатова г. Калининграда в 2019-2020 учебном году показала неплохие результаты и получила восторженные отзывы самих детей и их родителей, Армянская региональная национально-культурная автономия Калининградской области совместно с администрацией городского округа «Город Калининград» решили в 2021 году расширить количество образовательных учреждений, на базе которых будет организовано дополнительное обучение русскому языку детей-инофонов, включив в их число школы в различных районах города. В этом году число участников проекта расширится до трех школ – подключатся педагогические коллективы МАОУ СОШ № 31 и № 38.
Армянская региональная национально-культурная автономия Калининградской области совместно с НОУ ДПО «Многофункциональный центр прикладных квалификаций» организовали повышение компетентности педагогов в области преподавания русского языка как иностранного и работы в поликультурном классе, разработку методических рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению детей мигрантов, подготовку стандартного курса повышения квалификации педагогов в области преподавания русского языка как иностранного и работы в поликультурном классе.
По словам руководителя Армянского культурного центра, заместителя председателя Общественного совета при администрации Калининграда Карена Суджяна, в понедельник успешно прошло ознакомительно-установочное собрание организаторов с его участниками со стороны учителей и руководителей школ и начались первые занятия на курсах повышения квалификации. По итогам курсов шесть учителей получат удостоверения о повышении квалификации и станут преподавателями в классах с детьми, плохо владеющими русским языком. Средства для реализации проекта организация получила в виде гранта от Правительства Калининградской области.
Опыт реализации проекта неоднократно изучался и докладывался на совещаниях в различных органах власти и был признан успешным. При этом выявилась одна из составляющих проекта – «Повышение компетентности педагогов в области преподавания русского языка как неродного», которая в настоящее время является не менее важной, чем исходная, заключавшаяся в ускорении социализации детей мигрантов, не владеющих русским языком, в русскоязычной среде сверстников, с которыми они посещают одни и те же учреждения социальной сферы. Актуальность формирования поликультурной среды сегодня очевидна для всех общеобразовательных учреждений города, в которых обучаются дети разных национальностей, поэтому педагоги нацелены на освоение приемов работы в поликультурном классе.