Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Судьба заборов в Калининграде под вопросом?

24.03.2023

Судьба заборов в Калининграде под вопросом?

Вчера, 23 марта, на заседании Общественного совета при администрации Калининграда довольно бурно обсуждалась проблема «озаборивания» городской территории. Суть вопроса в том, что за последние годы кратно выросло количество жалоб жителей на невозможность попасть привычными путями к востребованным социальным объектам: школам, детским садам, больницам и поликлиникам. Причина в том, что появившиеся практически на каждом свободном пятачке городской земли новые жилые комплексы стали отгораживаться от улично-дорожной сети Калининграда глухими заборами – вплоть до колючей проволоки и бетонных конструкций выше человеческого роста. В результате привычные пешеходные тропки через дворы и зеленые зоны стали недоступны, а взрослые и дети вынуждены искать обходные пути. В интернете есть фотографии, показывающие что привычные дороги через дворы наглухо перекрыты. Кроме того, появление новых заборов обострило проблему старых – каменных, кирпичных и бетонных нагромождений, нависающих над тротуарами и довольно часто установленных «самозахватом» городской территории - с нарушением границ земельных участков.

Иллюстрацией к обсуждению стала ситуация, описанная первым заместителем главы администрации, председателем комитета городского развития и цифровизации Игорем Шлыковым: «Застройщик на едином земельном участке площадью в условный гектар построил три многоквартирных дома. Во время строительства это был один земельный участок, после сдачи домов произошло перемежевание и у каждого дома появилась своя придомовая территория. В итоге два дома непосредственно не примыкают к улично-дорожной сети и собственники квартир в них, когда идут к себе, вынужденно пересекают территорию третьего дома. Изначально застройщик выдал всем жильцам трех домов чипы-ключи от калитки и ворот, но по прошествии времени собственникам дома, территория которого является проходным двором, такое положение надоедает и они перепрограммируют ключи, чтобы посторонние в их двор не заходили. И как результат начинается неудобное хождение большими и длинными кругами детей в школу, пенсионеров в магазины и больницы, невозможность молодой матери выйти с коляской на прогулку по городу». При этом у жителей элитных жилых комплексов свои аргументы – необходимость забора всегда обосновывается защитой от криминала: воровства, хулиганства, нападений и тому подобного. Отказать в установке ограждения власти не могут, поскольку собственники квартир в своем праве – это их придомовая территория и их собственность.

По словам заместителя председателя Общественного совета Алексея Елаева, происходящее – неизбежный результат процесса социальной стратификации. Буквально двадцать-тридцать лет назад над подобными прогнозами смеялись, но то, что мы видим сейчас – закономерное следствие имущественного расслоения общества, приведшее к «экономике заборов». Решение кроется в росте доходов и постепенном выравнивании уровня жизни и социального положения граждан на территории. «Если рядом есть «элитные» и «неэлитные» жилые массивы, различная плотность заселённости территории в зависимости от дохода, то «заборизация» становится неизбежной, - уточнил Алексей Елаев. – Против науки не попрешь: если есть социальная стратификация, то будет и «заборизация»!». Всем строителям заборов хочется иметь свою внутреннюю территорию, которая будет лучше, чем территория внешняя. Как промежуточное решение в отсутствие установленных сервитутов Алексей Елаев предложил администрации рассмотреть варианты изъятия для муниципальных нужд лишней части придомовых территорий многоквартирных домов, которые в недавнем прошлом щедро раздавались городом. Как и на каких условиях будет изыматься такая земля – предмет обсуждения, однако других вариантов для сохранения традиционных пешеходных тропинок, эффективно обеспечивающих доступность множества социальных объектов у Калининграда по-видимому не осталось.