21 марта на набережной Верхнего озера состоялась встреча семей с детьми, имеющих синдромом Дауна. С родителями и детьми встретилась председатель комитета по социальным вопросам Анна Апполонова.
Родители, объединённые обще проблемой, активно общались в социальных сетях, а сегодня, в Международный день людей с синдромом Дауна, договорились встретиться и совместить прогулку с общением. На месте встречи развернули фотовыставку с портретами счастливых детей. Рядом разместили стенд с информацией о синдроме, вызванном лишней хромосомой. Разъяснения и «выход в свет» необходимы, так как в обществе бытуют мифы о природе синдрома и о людях с ним.
«В Калининграде мы поддерживаем детей с особенностями развития, создавая возможности для их социализации в обществе, - комментирует Анна Апполонова. – Около 20 процентов городских садов приняли детей с нарушениями в ментальном плане, в том числе и с синдромом Дауна. Принимают особенных детей и общеобразовательные школы, например, в школе №10 работают специалисты-дефектологи и есть своя программа. В обучении таких ребят очень важна социальная и психологическая поддержка – на эту тему мы сегодня и общались с родителями. Не исключено, что мы сегодня присутствовали при рождении ещё одной общественной организации милосердия и взаимной поддержки».
Как рассказала Анна Апполонова, в Калининграде уже работают и накопили богатый опыт две общественные организации: «Мария» и «Астарта», которые работают со взрослыми и детьми, имеющими ментальные особенности. Эти и другие общественные организации, занимающиеся проблемами инвалидов и имеющие их в своих рядах, муниципалитетом оказывается помощь в форме выделения грантов и в других формах материальной и организационной поддержки. Поддержкой инвалидов заняты и социальные учреждения.
***
Всего в Калининграде на учете детей-инвалидов – 1306 человек. Вопросами реабилитации детей-инвалидов, в т.ч. с синдромом Дауна занимаются:
- Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области «Особый ребенок», расположенное по адресу:г. Калининград, ул. Иванникова, д.3, в котором проходят реабилитацию в настоящее время 26 детей с данным диагнозом и 5 человек (взрослые в возрасте от 18 до 35 лет).
- Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Калининградской области Центр «Надежда», расположенное по адресу: ул.Камская, д.2-2а, в котором проходят реабилитацию в настоящее время 2 ребенка.
- Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов Калининградской области «Астарта», расположенная по адресу: ул.Земельная, д.27-4, которую в настоящее время посещает 1 ребенок.
- Калининградская региональная детско-молодежная общественная организация инвалидов «Мария», расположенная по адресу: ул.Клары Назаровой, д.61, которую посещают 3 человека старше 18 лет (дети не посещают)
Родители детей, имеющих синдром Дауна, могут обратиться в региональные общественные организации для решения вопроса реабилитации детей-инвалидов в т.ч. получивших поддержку за счет городского бюджета в форме субсидий на осуществление уставной деятельности организации.
По состоянию на 20 марта 2017 года в 18 дошкольных образовательных учреждениях Калининграда обучаются 23 ребенка с синдромом Дауна в возрасте с 2 до 7 лет.
Вся работа специалистов дошкольного образовательного учреждения подчинена одной главной цели – помочь интеграции, вхождению детей с синдромом Дауна в общество. Таких детей в рамках адаптированной программы обучают специалисты: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Для получения места в детском саду города Калининграда родителями необходимо поставить ребенка на учет, зарегистрировав его в Электронном журнале учета будущих воспитанников ДОУ.
Зарегистрировать ребенка в Электронном журнале можно в Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) по адресу: пл. Победы, 1 (1 этаж) тел. 31-10-31; ул. Генерала Челнокова, 11, ул. Инженерная, 3, тел. 31-08-00, приемные дни: понедельник – пятница с 8.00. до 20.00, суббота – с 9.00 до 16.00 или сделать это самостоятельно на портале государственных услуг РФ http://www.gosuslugi.ru/.
Для уточнения программы обучения и дальнейшего сопровождения детей с синдромом Дауна специалистами, оказывающими коррекционную помощь, родителям рекомендуется обращаться в Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию Калининградской области (ул. Гостиная, 7).
Помимо специальной программы, при обучении детям с синдромом Дауна в детских садах вокруг таких детей создана доброжелательная и позитивная атмосфера. Все педагоги знают, что эти малыши – необычные. Они все чувствует и понимает, но развивается медленнее остальных детей и реагирует иначе.
Обучение детей старше 8-ми лет с особенностями развития осуществляют отдельные учреждения (организации) областного значения по адаптированным общеобразовательным. Вместе с тем, в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79) родители имеют право обучать детей с разными нарушениями развития не в специализированных, а в обычных учебных заведениях.
В МАОУ СОШ № 10 с 1992 года осуществляется обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с синдромом Дауна. В 2016-2017 учебном году в школе обучается 70 детей с особыми образовательными потребностями: из них 3 человека с синдромом Дауна. Для успешной адаптации таких учащихся в школьном коллективе организовано специальное сопровождение: на групповых занятиях помимо учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом–психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей.
Обучение детей с синдромом Дауна организуется индивидуально, либо в малых группах переменного состава. В учебный план включены: «Развитие речи», «Развитие письма», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Логотерапия»; усиленное внимание уделяется «Трудовому обучению» (4 часа в неделю).
В программу обучения также включена внеурочная деятельность, которая представлена направлениями: Социальное развитие» (экскурсии, посещение библиотек, музеев, театров); «Спортивно-оздоровительное» (спортивные соревнования, весёлые старты, экологические акции, прогулки к морю); «Формирование деятельности» (Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, пескотерапия.) «Общекультурное развитие» (Музыка на компьютере). Все занятия по разделам программы проводятся педагогами по методикам обучения и развития детей с нарушениями интеллекта.