В городской администрации продолжается рассмотрение автоматизированных систем оплаты проезда в общественном транспорте. Данная тема является актуальной в связи с планами поэтапного введения в России универсальной электронной карты гражданина.
Свой вариант системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП) представили сотрудники ЗАО «МФ Тариф». В 2005-2006 годах эта коммерческая организация запустила в Санкт-Петербурге СЭКОП в наземном городском пассажирском транспорте на базе ручных валидаторов (электронного устройства, предназначенного для отображения и проверки информации документов, записанных на бесконтактные или контактные электронные носители). В 2008–2009 годах на смену ручным пришли стационарные валидаторы, устанавливаемые в салонах автотранспортных средств, что позволило перейти на бескондукторную схему.
С введением новой системы предполагается отказ от бумажных и переход на бесконтактные смарт-карты (БСК) с использованием электронных билетов следующего вида:
· Льготные именные билеты с (без) ограничением количества поездок на 1 месяц для региональных или федеральных льготных категорий.
· Пополняемые коммерческие проездные билеты на 1 или несколько видов транспорта на 1 месяц (возможен другой период).
· Пополняемые коммерческие проездные билеты на количество поездок (от 1 поездки до определенного количества). Такой билет удобен для жителей области, нерегулярно посещающих город.
· Пополняемые электронные билеты типа «электронный кошелек».
· Непополняемые электронные билеты, применяются как средство оплаты проезда, содержащее фиксированное количество поездок или действительное небольшой период времени и не подлежащее пополнению или продлению.
«75% жителей Санкт-Петербурга активно пользуются электронными проездными билетами. В качестве носителя электронного билета могут использоваться транспортная карта на базе современных чиповых смарт-технологий, социальная карта, - отметила коммерческий директор ЗАО «МФ Тариф» Елена Макова. - Как правило, льготным категориям граждан карта выдается за счет бюджета различных уровней. Пассажир коммерческой категории вносить залог и получает карту, выбирает подходящий ему вид электронного проездного билета и приобретает его на карту. Если же он не хочет больше пользоваться БСК, то может в исправном состоянии сдать ее в сеть продаж и получить обратно залог».
Разработчики проекта озвучили мнение, что сначала необходимо внедрять схему с использованием ручных валидаторов – кондукторы будут проходить по салону автобуса, трамвая или троллейбуса и с помощью электронного устройства снимать оплату за проезд с электронных билетов пассажиров. При этом оборудование можно сразу оплатить в полном объеме, купить в рассрочку или арендовать с возможностью выкупа.
В презентации и последующем обсуждении приняли участие представители городской администрации, руководители частных транспортных фирм, а также муниципального предприятия «Калининград-ГорТранс».
«Нами ведется мониторинг передовых систем электронного контроля оплаты проезда. В прошлый раз все «за» и «против» объясняли представители ООО «Удобный маршрут». Свои плюсы и минусы есть и у ЗАО «МФ Тариф». В ходе презентации озвучена возможность фирмы выступить в качестве инвестора, установить систему и получать небольшие проценты за ее использование, - подчеркнул начальник транспортного управления городской администрации Андрей Носонов. - Выглядит это привлекательно, так что мы довольно подробно изучим предложенный вариант. Надеюсь, что это не последняя встреча с потенциальными партнерами. Технологии не стоят на месте, и нам нужно выбрать лучший продукт».