Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ты чей, ручей?

09.03.2011
Ты чей, ручей?

Ты чей, ручей?

Депутатские слушания «О проблемах реализации противопаводковых мероприятий на территории города Калининграда» выявили несколько системных проблем в поддержании нормативного состояния городских водотоков.

Прежде всего, не определена принадлежность ручьёв, каналов и речек Калининграда. Согласно федеральному законодательству об основах местного самоуправлении, в собственности муниципалитета из всего перечня водных объектов могут находиться лишь пруды и обводнённые карьеры. Вкладывать средства в водотоки запрещено бюджетным законодательством.

В то же время ручьи, реки и каналы не переданы и в собственность регионального министерства развития инфраструктуры. Этому ведомству, в числе прочего, предписано лишь осуществлять мероприятия по дноуглублению, очистке, профилактике паводков. В последние годы проводилась очистка русел ручьёв Гагаринского, реки Лесной и её притока, канала Л-2. Проводить большие по объёму работы не позволяет, во-первых, недостаточное финансирование, средства которого необходимо распределить на весь регион, в том числе и на низменные территории Славского и Полесского районов. Во-вторых, защите проектов очистке городских водотоков на федеральном уровне мешает их засорённость бытовым мусором и загрязнение промышленными сбросами, что относится к сфере благоустройства, возложенной на муниципалитет.

Складывается ситуация, при которой город имеет право только убирать склоны и поверхность ручья, а повышать его пропускную способность – уполномоченный региональный орган, не имеющий должного финансового обеспечения и не наделённый надзорными функциями.

Федеральные же надзорные структуры действуют в довольно узких ведомственных рамках, не позволяющих контролировать ситуацию вгидросистеме города целиком.

В результате повторяется ситуация, когда без должного ухода ручьи и речки не могут принять талые воды из ливнёвой системы, в результате подтапливаются значительные территории Калининграда. В этой ситуации город вынужден выделять значительные средства на ликвидацию причин подпора воды и на устранение последствий паводка.

Только в январе-феврале этого года на обеспечение мероприятий, которые проводили муниципальные структуры: «Управление по делам ГО и ЧС Калининграда», «Гидротехник», «Водоканал», «Калининградтеплосеть» и другие, было направлено из бюджета города более пяти миллионов рублей. Причём в эту сумму не входит ущерб, нанесённый горожанам, живущим в низинных микрорайонах и в окраинных посёлках. Источник возмещения этих расходов и убытков пока не определён.

Необходимо определить балансодержателя и городских гидросооружений, который будет нести бремя их эксплуатации и поддержания их работоспособного состояния, а также источник финансирования этих работ. Для оздоровления открытых водотоков и приёма сточных промышленных вод есть необходимость прокладки закрытых канализационных сетей.

Одновременно с долгосрочными проектами санации водотоков, решением организационных вопросов балансовой принадлежности и финансирования объектов водного хозяйства, на территории Калининграда, как показывает опыт, нужно предпринять и ряд неотложных мер.

По итогам слушаний депутаты приняли рекомендации в адрес администрации Калининграда:

- разработать план реализации противопаводковых мероприятий на территории городского округа «Город Калининград» в полном объёме в соответствии с современными требованиями и действующим законодательством;

- разработать долгосрочную комплексную целевую программу по отводу и очистке поверхностных и дренажных стоков, расположенных на территории Калининграда на период с 2011 по 2013 год и представить её для ознакомления в окружной Совет депутатов;

- провести паспортизацию ливневых (дренажных) систем и организовать их содержание в исправном состоянии с обеспечением необходимого финансирования на эти цели в городском бюджете на текущий и последующие годы.