На примере одного из автобусов транспортным управлением администрации Калининграда было организовано показательное занятие для руководителей всех городских пассажирских предприятий.
Ещё на мартовском совещании с перевозчиками, которое провёл глава Калининграда Александр Ярошук, группа компаний «Зеленоградск-Транс» подверглось жёсткой критике за несоблюдение ряда условий договора, в частности, графика движения.
А в конце мая Андрей Носонов, начальник транспортного управления и директор предприятия Олег Блохов продемонстрировали оснащение салона автобуса, работающего на маршруте № 27. Это низкопольная машина белорусского производства, выпущенная в 2009 году. Собственными силами умельцы предприятия дооборудовали его выдвижным трапом, который делает салон автобуса доступным для инвалидов-колясочников.
Кроме оповещения по громкой связи, пассажиры получают информацию об остановках с помощью «бегущей строки» на световом табло. Бегущая строка – часть информационно-навигационной системы. Основная часть аппаратуры расположена в кабине водителя и служит для контроля соблюдения графика и связи с диспетчером. Кроме того, уже сейчас каждый может «скачать» в свой телефон программу, которая оповестит о местонахождении и количестве автобусов на городских маршрутах, примерном времени ожидания.
По словам Олега Блохова, полное оснащение необходимой аппаратурой одного автобуса обошлось примерно в 60 тысяч рублей. Средства для этого получены в форме кредита, а также от прибыли с междугородних и пригородных рейсов. Как отмечают перевозчики, обновление парка автобусов при существующем тарифе на городские перевозки крайне затруднительно. Реновация подвижного состава, оборудование его аппарелями для инвалидов – это и требование европейской организации перевозчиков, и условия муниципальных договоров на право перевозок пассажиров, которые заключены с муниципалитетом в 2010 году. На предприятии уже переоснащено пять автобусов, на подходе ещё столько же.
Что касается формы, в которую одеты водители и кондукторы, то она, кроме «фирменного стиля», несёт и чисто практическую нагрузку – повышает чувство ответственности, способствует дисциплине и в целом улучшает качество обслуживания.
Андрей Носонов пояснил, что в Калининграде уже сложилась сеть из 32 автобусов и троллейбусов, доступных маломобильным группам населения. Диспетчеры пассажирских предприятий каждое утро представляют в транспортный отдел администрации Калининграда сведения о маршрутах, на которые выходят оборудованные автобусы, их количестве и порядке выхода на линию.
На официальном сайте городской администрации www.klgd.ru, под баннером «Маршрутная сеть», есть подраздел «Информация для инвалидов-колясочников», где перечислены телефоны диспетчеров фирм-перевозчиков. Информацию о маршрутах и обслуживающих их предприятиях можно также уточнить у специалистов транспортного отдела администрации по телефону 92- 32- 23.
После звонка инвалида и определения возможности проезда по тому или иному маршруту, диспетчер предприятия уточняет местоположение автобуса, оборудованного для перевозки людей с ограниченными возможностями, по приборам GPS/ГЛОНАСС-навигации, установленным на автобусах, связывается с водителем и сообщает ему название остановки, где его ожидает колясочник, а также место его высадки. Затем диспетчер информирует пассажира о времени прибытия оборудованного автобуса на данный остановочный пункт.
У этой системы уже появились постоянные клиенты – пассажиры с ограниченными физическими возможностями. Они активно пользуются оборудованным транспортом, который делает городскую среду для них более доступной.