СРТ-129 или «средний рыболовецкий траулер» ― единственное в России судно для рыбной ловли, которое стало музеем.
Заложенное еще в 1939–1944 годах на верфях Германии рыболовное судно типа «логгер-траулер» было передано Советскому Союзу в счёт репараций. Оно предназначалось для промысла сельди в Северной Атлантике дрифтерными сетями и донным тралом. Если простым языком, то донный трал — это огромный мешок из сетки, который судно буксирует за собой и собирает туда рыбу. Дрифтерные сети — это свободно висящие по сторонам судна сетки, в которые попадают косяки рыб.
Суда этого типа сыграли огромную роль в развитии рыбной отрасли в послевоенные годы. Именно на них калининградские рыбаки в середине 50-х годов вышли в открытый океан, чтобы найти новые районы промысла. На них же сформировалась знаменитая калининградская рыболовная школа. Здесь внедрялись новые методы лова, хранения и переработки рыбной продукции. На палубе до сих пор сохранился рыбодел, на котором обрабатывалась выловленная рыба.
Позже подобные траулеры стали образцами для строительства 60 научно-исследовательских судов, многие из которых внесли большой вклад в изучение Мирового океана. Сегодня на борту траулера находится экспозиция, посвященная истории рыбопромыслового флота России. Среди экспонатов можно найти предметы той эпохи ― от фрагментов сетей до личных вещей команды.
Обратите внимание на мачту с парусами: возможно, у вас возникнет вопрос: «Зачем моторному судну паруса?». На судах типа СРТ поднимали паруса для увеличения скорости при переходе из одного района промысла в другой.
Немного технических характеристик СРТ-129: наибольшая длина ― 38,5 метров; скорость хода ― 9 узлов; грузоподъёмность ― 110 тонн, мощность главного двигателя ― 300 лошадиных сил, экипаж ― 26 человек.