Железнодорожный мост ― первый стальной и первый разводной мост, построенный в Кёнигсберге в 1865 году. Чтобы суда могли беспрепятственно ходить по реке Прегель, южную часть моста длиной 15 метров сделали сдвижной: подъезжал паровоз и сдвигал пролёт на берег, а после проходки кораблей «заталкивал» пролёт обратно. Движение пешеходов осуществлялось по двум трапам, расположенным по обеим его сторонам. Для охраны моста на северном и южном берегу Прегеля были возведены двухэтажные казематы.
Мосты всегда играли важную роль в истории Калининградской области. Через её острова проходил древний торговый путь, и первоначально они были связаны временными переправами.
В дальнейшем территория развивалась. Строились новые, перестраивались старые мосты для пропуска людей, гужевого, а впоследствии и автомобильного транспорта.
После ввода в эксплуатацию двухъярусного моста старый железнодорожный мост потерял свою значимость и с 1929 года не эксплуатировался. Его южный пролёт с тех пор всегда находился в разведённом состоянии, а сам мост сохранялся в качестве резервного.
После окончания Второй мировой войны он был восстановлен советскими инженерами и использовался по прямому назначению. К 1960 году мост перестроили: сдвижной южный пролёт заменили на подъёмный, для чего возвели две башни с подъёмным механизмом по аналогии с двухъярусным мостом.
В 2014 году Калининградская железная дорога передала железнодорожный мост Музею Мирового океана.