Управление Росреестра по Калининградской области отвечает на часто задаваемый вопрос граждан, обращающихся за помощью в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав: «Как восстановить документы на недвижимое имущество?».
Следует понимать, что документы на недвижимое имущество бывают двух видов:
- правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права);
- правоустанавливающие – документы, на основании которых возникло право собственности (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия и т.п.).
Что касается восстановления правоустанавливающих документов необходимо придерживаться следующего.
Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) (копий правоустанавливающих документов, зарегистрированных в установленном порядке в ЕГРН), установлен статьей 62 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», форма запроса определена приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 №968.
Запрос на предоставление сведений можно подать одним из удобных способов:
- в электронном виде;
- в виде бумажного документа при личном обращении в учреждения, наделенные полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (например, в г. Калининграде, документы можно представить в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (перечень адресов многофункциональных центров размещен на сайте https://mfc39.ru)).
Сообщаем, что за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе копий правоустанавливающих документов), в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 10.05.2016 №291 «Об установлении размеров платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» взимается плата.
Обращаем внимание, что сведения могут быть выданы только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя.
В случае, если в Росреестре необходимые документы отсутствуют, а право собственности возникло до 05.08.1999 (дата создания на территории Калининградской области Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним) и не было впоследствии зарегистрировано в ЕГРН, необходимо обратиться в государственный орган, ранее выдававший документы (например, Калининградское межрайонное бюро технической инвентаризации; нотариус, оформлявший сделку или наследство), где правообладатель вправе получить дубликаты необходимых документов.
Что касается восстановления правоподтверждающих документов, сообщаем следующее.
С 15.07.2016 вступила в силу норма об изменении законодательства в сфере государственной регистрации, на основании которой государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется только выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, в связи, с чем выдача свидетельств о государственной регистрации прав (в том числе и повторных) была прекращена.
В настоящий момент времени можно запросить сведения, содержащиеся в ЕГРН, в виде выписки из ЕГРН, придерживаясь такого же порядка, что и в случае запроса на получение копий правоустанавливающих документов.
В заключение следует сказать, что главное при утрате документов на недвижимое имущество не паниковать. В большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.