Федеральным законом от 28.12.2013 № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Жилищный кодекс РФ.
Данный закон закрепляет в Жилищном кодексе РФ с 2014 года "предельные максимальные индексы" изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации).
Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Основы формирования индексов утверждаются Правительством Российской Федерации и устанавливают: порядок расчета, утверждения и применения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; основания и порядок изменения индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов в течение периода их действия, а также основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями индексов по субъектам Российской Федерации и (или) предельных индексов; порядок мониторинга и контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов; основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований; порядок опубликования решений об установлении индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в области применения предельных индексов.
Контроль за соблюдением порядка утверждения предельных индексов осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае нарушения порядка утверждения предельных индексов уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти выдает высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.
Закон также содержит положения, направленные на расширение и защиту прав собственников помещений в многоквартирных домах при реализации ими обязательств по проведению капитального ремонта общего имущества в таких домах. При этом срок для принятия собственниками решения на общем собрании о выборе способа формирования фонда капитального ремонта увеличивается с двух до шести месяцев. А срок по уплате взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирном доме - с четырех до восьми месяцев.
Региональному оператору предоставляется возможность открывать счета, за исключением специальных счетов, в финансовых органах субъектов РФ, если это предусмотрено региональным законом. Это позволит устанавливать дополнительный контроль за сбором и перечислением платежей собственников помещений в многоквартирных домах, вносимых региональному оператору, а также защитить средства таких собственников.
Полномочиям региональных органов власти в области жилищных отношений предлагается отнести определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Это позволит учесть особенности каждого субъекта РФ.
В соответствии с нормативным актом субъекта РФ в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, в которых имеется менее трех квартир, а также многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70%. В такую программу разрешается не включать и многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и/или работ по капремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем превышает величину, определенную нормативным правовым актом субъекта РФ.