Особенности регулирования труда отдельных категорий работников регламентируются разделом XII Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ). Указанный раздел устанавливает как особенности регулирования труда несовершеннолетних (гл. 42), так и особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор сроком до 2 месяцев (гл. 45 ТК). В частности, согласно ст. 267 ТК РФ работникам в возрасте до 18 лет предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день. При этом ст. 291 Трудового кодекса установлено, что работникам, заключившим трудовой договор на срок до 2 месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета 2 рабочих дня за месяц работы.
Таким образом, ситуация, когда трудовой договор заключен с несовершеннолетним работником на срок до 2 месяцев, подпадает под регулирование как ст. 267, так и ст. 291 ТК РФ. С учетом изложенного несовершеннолетний работник, принятый на работу по срочному трудовому договору сроком на 1 месяц, вправе потребовать от работодателя произвести расчет количества дней отпуска, подлежащих компенсации при его увольнении, либо с учетом ст. 267 либо ст. 291 ТК РФ.
При этом, формируя положения ст. 291 ТК РФ, законодатель исходил из двух принципов: 1) пропорциональности отпуска отработанному времени (если пересчитать данный отпуск исходя из года работы, то получается 24 рабочих дня, что при 6-дневной рабочей неделе эквивалентно именно 28 календарным дням отпуска); 2) неухудшения положения работника и запрета дискриминации по каким-либо основаниям (Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2005г. № КАС05-14). При таком толковании нормы ст. 291 Трудового кодекса можно заключить, что несовершеннолетний не может быть дискриминирован по причине заключения срочного трудового договора и что он имеет право на пропорциональную компенсацию исходя из продолжительности отпуска, установленной для несовершеннолетних, так как продолжительность исчисленного исходя из ст. 267 Трудового кодекса отпуска будет больше (2,58 календарных дня вместо 2 рабочих дней). Но данное правило прямо в законе не закреплено. В связи с чем, исходя из приоритета интересов несовершеннолетнего работника в подобной ситуации, целесообразно либо в локальном акте работодателя (ст. 8), либо непосредственно в трудовом договоре (ст. 9) закрепить более выгодный для работника расчет компенсации, исходя из 1/12 от 31 дня отпуска за каждый месяц работы.
Кроме того, поскольку на Иркутскую область распространяются государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», то несовершеннолетним при увольнении также положена и компенсация за дополнительный отпуск за работу в количестве 8 календарных дней (ст. 14 названного Закона).
Таким образом, несовершеннолетнему работнику при увольнении положена компенсация как за основной, так и за дополнительный отпуск. При этом округлять полученное количество дней до целого значения нужно, если такой порядок прописан в коллективном договоре (письмо Минздравсоцразвития от 07.12.2005г. № 4334-17). В Письме дано разъяснение, что законодательство не обязывает организации округлять количество дней неиспользованного отпуска, однако такое решение организация или учреждение может принять самостоятельно, закрепив его в коллективном договоре или положении об оплате труда (если таковое имеется). Если организация округляет количество дней неиспользованного отпуска, то округлять нужно не по правилам математики, а в большую сторону – в пользу работника.