В условиях, когда на территории Российской Федерации все регионы находятся в режим повышенной готовности и большинство граждан находятся на самоизоляции, осуществление государственных закупок не останавливается, поскольку приобретение обеззараживающих средств, медицинских масок, термометров и иных закупок, обеспечивающих возможность организации дистанционной работы для большинства граждан, имеет огромное значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
В настоящее время распространение новой коронавирусной инфекции, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, является обстоятельством непреодолимой силы, что также отражено в письме Минфина России от 19.03.2020 № 24-06-06/21324.
С учетом изложенного, государственные и муниципальные заказчики вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ.
Отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 № 1765-р не является препятствием для осуществления закупок на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в условиях непреодолимой силы.
Таким образом, в настоящее время заказчики в обстоятельствах повышенной готовности имеют право осуществлять закупки у единственного поставщика по трем основаниям:
— до 300 тыс. руб. – по п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
— до 600 тыс. руб. – по п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ;
— без ограничения суммы — по п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ (только те закупки, которые направлены на профилактику, предупреждение и ликвидацию распространения коронавируса).
Кроме того, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке (ч. 2 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ).
Также, письмом Минфина России от 26.03.2020 № 24-06-08/24077 разъяснен порядок проведения закупок в нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года.