Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщик сбора обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма сбора уплачена именно этим плательщиком сбора и именно за счет его собственных денежных средств.
Исполнение этой обязанности должно быть подтверждено документами, в том числе содержащими информацию, позволяющую идентифицировать плательщика государственной пошлины.
Кодексом не предусмотрена уплата государственной пошлины за плательщиков третьими лицами.
Кроме того, следует отметить, что действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена идентификация плательщиков государственной пошлины в распоряжениях о переводе денежных средств в случаях, когда уплата платежей осуществляется третьими лицами.
Главой 25.3 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины в наличной или безналичной формах через банки, или соответствующий территориальный орган Федерального казначейства, открытый для ведения счетов государственного органа, осуществляющего совершение юридически значимых действий.
Кроме того, уплата государственной пошлины может осуществляться с использованием Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
При уплате государственной пошлины за плательщика государственной пошлины с использованием банковской карты другого лица отсутствуют документы, позволяющие идентифицировать плательщика государственной пошлины.
Поэтому в случае уплаты государственной пошлины от имени ненадлежащего плательщика в отношении надлежащего плательщика, обязанность по уплате государственной пошлины не должна считаться исполненной.
Вместе с тем, в случае если плательщик государственной пошлины не имеет возможности самостоятельно уплатить данный сбор, то согласно статье 26 Кодекса плательщик государственной пошлины может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом (пункт 1). Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами (пункт 3).
В силу пункта 3 статьи 29 Кодекса уполномоченный представитель плательщика государственной пошлины - физического лица осуществляет свои полномочия в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Поэтому при уплате государственной пошлины представителем плательщика - физического лица в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковской карты представителя должно быть указано, что представляемый действует от имени плательщика на основании соответствующего документа.
Согласно пункту 14 статьи 78 Кодекса положения указанной статьи в отношении возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 Кодекса.
Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины за совершение юридически значимых действий определены статьей 333.40 главы 25.3 Кодекса.
В силу подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 333.40 главы 25.3 Кодекса сумма уплаченной государственной пошлины, зачисленная в соответствующий бюджет, признается излишне уплаченной в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Кодекса, а также в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.
С учетом изложенного в случае ненадлежащей уплаты плательщиком государственной пошлины за совершение юридически значимого действия, т.е. при обнаружении администратором ошибки в оформлении поручения на перечисление государственной пошлины, не является препятствием для возврата государственной пошлины.
Поэтому лицо, с банковской карты которого ошибочно произведена уплата государственной пошлины, вправе подать в уполномоченный орган по месту совершения юридически значимого действия заявление о возврате государственной пошлины в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им указанной государственной пошлины в бюджет.
Материал подготовлен
пресс-службой Управления Росреестра по Калининградской области
8-4012-596-529
Сычева Оксана