Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Государственный земельный надзор в цифрах: 2020 год

12.05.2021

Государственный земельный надзор в цифрах: 2020 год

Управление Росреестра по Калининградской области наряду с территориальными органами Россельхознадзора и Росприроднадзора наделено полномочиями по осуществлению государственного земельного надзора на территории Калининградской области.

К компетенции Управления отнесены вопросы недопущения самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю, использования земель по целевому назначению, использования в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, а также полномочиями по осуществлению надзора за соблюдением требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Преимущественно государственный земельный надзор осуществляется Управлением посредством проведения проверок. Кроме того, в целях выявления признаков нарушений активно проводятся административные обследования обследований объектов земельных отношений.

В 2020 году Управлением проведено 2511 проверок соблюдения земельного законодательства и 1242 административных обследования.

При проведении надзорных мероприятий государственными инспекторами выявлено большое количество нарушений законодательства – 2016!

Основным видом нарушений, выявляемых инспекторами, как и в предыдущие годы, является самовольное занятие земель или использование земельных участков лицами, не имеющими оформленных прав на землю – 1077 или 54% от всех выявленных нарушений. На втором месте – использование земель не по целевому назначению, не в соответствии с видом разрешенного использования, и неиспользование земельных участков в соответствии с целями, для которых они предоставлены – 507 или 25%.

В случае выявления при проведении проверок нарушений земельного законодательства лицам, нарушившим закон, выдаются обязательные для исполнения предписания, исполнение которых контролируется вплоть до устранения нарушения. В 2020 году инспекторами выдано 1564 предписания.

Кроме того, лица, допустившие нарушения, привлекаются к административной ответственности. Так, в 2020 году государственными инспекторами Управления возбуждено 608 дел об административных правонарушениях по фактам самовольного занятия земель, 49 – по фактам использования земель не по целевому назначению, 195 – по фактам неиспользования участков, предназначенных для строительства, 224 – за неисполнение предписаний государственных инспекторов, 79 – в связи с несвоевременной уплатой наложенных административных штрафов.

Необходимо отметить, что штрафы за неисполнение предписания органа государственного земельного надзора, также, как и штрафы за нарушение земельного законодательства, высоки.

Так, за самовольное занятие земельного участка либо использование земельного участка в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на землю предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 5 тыс. руб. до 10 тыс. руб. для граждан, от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

За использование земельного участка не по целевому назначению нарушителю-гражданину придется уплатить в доход государства штраф в размере от 10 тыс. руб. до 20 тыс. руб., должностному лицу (индивидуальному предпринимателю) – от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб., юридическому лицу – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Неиспользование в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества влечет наложение штрафа в размере от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. на граждан, от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. – на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. – на юридических лиц.

Неисполнение предписания государственного инспектора об устранении нарушения земельного законодательства также является административно наказуемым деянием. За совершение данного правонарушения для граждан установлена ответственность в виде штрафа в размере от 10 тыс. руб. до 20 ты. руб. (повторно – от 30 до 50 тыс. руб.), для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. (повторно – от 70 до 100 тыс. руб.), для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. (повторно – от 200 до 300 тыс. руб.)

Очевидно, нарушать земельное законодательство в настоящее время невыгодно.

Уклонение от проведения проверки (воспрепятствование деятельности государственного инспектора) в сегодняшних реалиях бессмысленно. Уклонение от проверки либо намеренный срыв проверки, воспрепятствование деятельности государственного инспектора – это также административно наказуемое деяние (административная ответственность установлена статьей 19.4.1 КоАП РФ). Однако, введенный в 2015 году институт административного обследования объектов земельных отношений, когда обследование земельного участка проводится без контакта с правообладателем земельного участка, как дистанционно, так и с выездом в место нахождения объекта, уклониться от проведения проверки субъекту стало практически невозможно.

Во избежание негативных последствий в виде штрафных санкций, размеры которых на сегодняшний день существенны, Управление рекомендует собственникам (арендаторам и иным землепользователям) заняться самоконтролем, в частности:

1. Необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют сведениям, содержащимся в едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), особенно при строительстве объектов капитального строительства и возведении ограждения. В случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ используемого земельного участка, рекомендуем обратиться к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ.

2. Необходимо проверить наличие правоустанавливающих документов на используемый земельный участок (договора купли-продажи, аренды или иного правового акта, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке). Если земельный участок используется по договору аренды, не стоит забывать о своевременном переоформлении в установленном порядке договора аренды.

3. Необходимо своевременно проводить мероприятия по освоению земельного участка, получать разрешение на строительство либо в установленном порядке согласовывать уведомление о планируемом строительстве и приступать к строительству.

4. Необходимо удостовериться, что земельный участок используется в соответствии с целями, для которых он предоставлен. Для этого следует внимательно изучить правоустанавливающие документы на земельный участок (выписку из Единого государственного реестра недвижимости), а именно категорию земель и вид разрешенного использования. Фактически земельный участок должен использоваться в соответствии с разрешенным видом использования. Изменение разрешенного вида использования земельного участка носит заявительный порядок (в случае выбора основного или вспомогательного вида разрешенного использования) либо разрешительный порядок (если разрешенный вид использования земельных участков отнесен к числу условно разрешенных видов). В случае необходимости правообладатель должен своевременно обращаться в орган регистрации с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка.