Гражданин может быть признан инвалидом при проведении впервые либо повторно медико-социальной экспертизы (МСЭ) федеральными учреждениями МСЭ (далее - бюро МСЭ) на основании положений Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».
Так, для признания гражданина инвалидом должны соблюдаться следующие условия в совокупности:
1)нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2)ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью;
3)необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Для прохождения МСЭ потребуется направление на МСЭ, которое выдается:
а) медицинской организацией - после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, а в отношении гражданина, находящегося в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечностей и нуждающегося в первичном протезировании, - в течение трех рабочих дней после проведения указанной операции.
б) ПФР или органом социальной защиты населения - при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Направление на МСЭ передается выдавшей его организацией (органом) в бюро МСЭ в форме электронного документа с использованием соответствующих информационных систем, а при отсутствии доступа к таким системам - на бумажном носителе.
Для направления гражданина на медико-социальную экспертизу требуется его согласие.
В случае отказа в направлении на МСЭ гражданину выдадут справку, на основании которой он (его представитель) может самостоятельно обратиться в бюро МСЭ. Для этого потребуется заявление о проведении МСЭ.
Заявление, оформленное на бумажном носителе, должно быть подписано гражданином либо его представителем. Заявление в форме электронного документа подписывается простой электронной подписью.
Кроме того, для прохождения МСЭ потребуются следующие документы:
1)документ, удостоверяющий личность гражданина;
2)документы, удостоверяющие личность, место жительства и полномочия представителя гражданина (при обращении через представителя);
3)письменное согласие гражданина на проведение МСЭ (не требуется в случае проведения МСЭ заочно);
4)справка об отказе в направлении на МСЭ;
5)страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования или документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета;
6)документы, необходимые для установления причины инвалидности;
7)документы для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8)заключение врачебной комиссии медицинской организации, подтверждающее, что по состоянию здоровья гражданин не может явиться в бюро МСЭ, в связи с чем МСЭ необходимо провести на дому.
В случае если необходимые документы не представлены гражданином по собственной инициативе, специалисты бюро МСЭ запрашивают необходимую информацию и документы, находящиеся в распоряжении бюро МСЭ, а также иных государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, удостоверяющих личность.