В Российской Федерации производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 18 названного Закона деятельность, связанная с производством, хранением, поставками и реализацией алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции, подлежит лицензированию.
В случае осуществления деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукция без соответствующей лицензии, с нарушением требований к маркировке алкогольной продукции, или с маркировкой поддельными марками; не соответствующих государственным стандартам и техническим условиям, а также изготовленным из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки (за исключением спиртосодержащей непищевой продукции), данная продукция подлежит изъятию из оборота.
Также за нарушения в названной сфере действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, например, ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ст. 171.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Несмотря на предусмотренные виды ответственности и принимаемые правоохранительными и контролирующими органами меры, направленные на выявление мест торговли некачественной алкогольной продукцией и изъятие ее из оборота, и в настоящее время имеют место факты отравлений суррогатной алкогольной продукцией.
В связи с этим, разъясняем, что в соответствии с абзацем 2 статьи 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2020 № 2348 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» производители и импортеры алкогольной продукции маркируют алкогольную продукцию федеральными специальными марками.
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка разработано мобильное приложение «АНТИКОНТРАФАКТ АЛКО». Указанное приложение позволяет не только установить подлинность акцизной марки, но и отследить путь конкретного продукта от завода-изготовителя до пункта реализации.
В случае выявления поддельной акцизной марки, а равно не соответствия пункта реализации данным указанного приложения, можно утверждать о том, что конкретная алкогольная продукция является контрафактной и подлежит изъятию.
В целях пресечения незаконного оборота контрафактного алкоголя о данных фактах гражданам необходимо сообщать в органы полиции, а также Роспотребнадзора.