Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 31.01.2017 № 41-КГ16-42, отказ от наследства с обязательством другого наследника выплатить денежную сумму за причитающуюся долю в наследственном имуществе противоречит закону, так как отказ от наследства под условием в соответствии с требованиями статьи 1158 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Так, К.Д. совершил отказ от причитающейся доли в наследстве по закону после умершего отца в пользу супруги наследодателя – К.Е., подав соответствующее заявление нотариусу. В этот же день в присутствии нотариуса К.Е. составила письменное обязательство, согласно которому обязалась после получения свидетельства о праве на наследство на имущество умершего выплатить К.Д. стоимость доли в наследстве, которая причиталась бы ему по закону в случае принятия им наследства после смерти отца, а также приобрести для него из указанных денежных средств транспортное средство. Это обязательство было удостоверено нотариусом и зарегистрировано в реестре.
Удовлетворяя требования К.Д. о признании недействительным его отказа от наследства по закону после умершего отца в пользу супруги наследодателя К.Е., суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что совместные последовательные действия К.Д. и К.Е., совершенные в один и тот же день, у одного и того же нотариуса, свидетельствуют о наличии между сторонами предварительной договоренности о том, что отказ истца от наследства будет обусловлен выплатой ему со стороны ответчика денежной компенсации, то есть волеизъявление К.Д. не было направлено на безусловный и безоговорочный отказ от наследства.
Определением Верховного Суда Российской Федерации апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда об удовлетворении требований К.Д. о признании недействительным его отказа от наследства по закону после умершего отца в пользу супруги наследодателя К.Е., оставлено без изменения.